вторник, 9 ноября 2010 г.

И еще раз Вихотка

Вихотка — это мочалка. Такая длинная, жесткая, с ручками. Это слово знают в Новосибирске, Иркутске, Магадане, а в Москве не знают. Потому что оно — диалектизм.

Диалектизм — это «провинциализм», слово, которое употребляется в определенной местности. Из школы я помню на эту тему только «пимы». Но оказывается, есть целый вагон слов, которые столичному жителю незнакомы.

Сама я из Магаданской области, и «я вам не скажу за всю Одессу», но могу привести в пример несколько примеров, поставивших моих коллег в тупик.

Вихотка — жесткая, как солома, мочалка, с ручками или без. Наверное, правильнее писать «вехотка», от вехоть («клок, тряпка, ветошка»), но так как есть и вихоть (то же самое), я выбираю второй вариант, я к нему привыкла. Вихотки были в каждом доме и никому в голову не приходило прояснять значение этого слова, этимологию и правописание.

Балок — небольшой домик, без фундамента, времянка. В нашем поселке балки стояли у речки, построенные чуть ли не из фанеры. Балком также называли временные домики-«вагончики».

Распадок — ложбина на сопке или между сопок, узкая долина. В распадке обычно течет ручеек какой и на склоне, ведущем к нему, полно ягоды. Так и говорили: «Ходили за голубикой в дальний распадок, за кладбищем».

Надеюсь на пополнение этого списка в ближайшем будущем, как сама вспомню или подберу за кем.

И — песня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий