Давайте разберемся с сутью дела и потом уже постараемся понять, точное ли название дано происходящему явлению.
С. Я. Маршак в свое время писал: «Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе». В самом деле, слово мятеж
обозначает такое вооруженное выступление против властей и порядков, которое
оценивается отрицательно. Обратите, пожалуйста, внимание на неопределенность
последней формулировки, где никак не упомянут субъект, производящий оценку.
(Кем «оценивается отрицательно»? По-видимому, самим говорящим). Когда название,
причем оценочного характера, дано, очень трудно ломать то представление о
явлении, которое уже заложено в соответствующем названии. Ах, это мятеж,
значит, плохо, и думать больше не о чем! А собственно, почему именно мятеж? Давайте
разберемся с сутью дела и потом уже постараемся понять, точное ли название дано
происходящему явлению.
«Хоть горшком назови, только в печь не ставь», —
утверждает народная мудрость. Но в жизни все обстоит несколько сложнее, и
содержащее отрицательную оценку слово уже как бы клеймит соответствующую вещь,
закрывает путь для дальнейших размышлений об истинной ее ценности. Не поддаться
магии называния, продолжить осмысление самого названного явления — для всего
этого требуется и определенная интеллектуальная смелость, и умственная энергия,
и конкретные знания, и кое-какие исследовательские способности. Можно ли
требовать совокупности всех этих добродетелей от каждого «простого человека»?
Нет, разумеется.
Поэтому, прочитав, например, в газете о сборищах молодчиков (даже
необязательно фашиствующих или распоясавшихся), мы понимаем, что
речь идет о собраниях очень плохих молодых людей, и далеко не всегда утруждаем
себя вопросом, чем именно и для кого именно эти люди (или их собрания) так уж
плохи.
Замечу, что названное словосочетание содержит в себе оценку.
Древний японский философ утверждал, что если он находит что-то прекрасным, а другой человек считает то же
самое дурным, это вовсе не означает, что философ — мудрец, а этот человек —
глупец. Так что одно и то же
поведение одними может оцениваться как разумное, а другими — как неразумное.
Что же касается слово справедливо, то если бы все люди
понимали его одинаково, то никакие суды были бы не нужны. Мы, однако, хорошо знаем,
что даже в весьма цивилизованном обществе обойтись без специальных институтов, решающих
(справедливо ли?) неизбежные многочисленные споры между людьми, невозможно. Поэтому,
когда мы читаем, например, о борьбе за справдливые требования, лучше
было бы сообщить, о каких требованиях идет речь, и не спешить с оценкой их как справедливых.
Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово по составу
Комментариев нет:
Отправить комментарий